(21 голоса, среднее 5.00 из 5)
ДРЕССИРОВКА - Школа дрессировки ЕСВВ

 Курс : "Теоретическое обоснование дрессировки"

Урок 7. «Безусловный рефлекс и условные рефлексы разных порядков»

Множество, если не большинство поступков собак представляют собой результат безусловных и условных рефлексов, которые мы сейчас обсудим. Лучше нам говорить о собаке именно с этой точки зрения, чем рассуждать о ее разуме. Мы не должны говорить о способности собак к рассудочной деятельности в отрыве от мозга. Собака, безусловно, представляет собой личность. Особенности характера можно разглядеть и понять, они отличают собак друг от друга. Их внешний вид, поведение – вот что составляет личность. Поэтому мы любим собаку, поэтому она живет в нашей памяти. Но вне нашего сознания и памяти личность перестает существовать после смерти собаки.

«Рефлекс есть реакция собаки на стимул, ни в коей мере не зависящая от обучения» – считает Леон Фрэдли Уитни, биолог, ветеринар и писатель, который на протяжении пятидесяти с лишним лет оставался выдающимся деятелем в мире домашних животных. Сегодня мы проведем наш урок вместе с ним.

Собака – это сгусток рефлексов. Медицинский словарь, определяя рефлекс как «бессознательную, неизменную адаптивную реакцию на стимул», перечисляет и описывает 250 рефлексов. Многие рефлексы носят имена исследователей, обнаруживших их существование у людей. Собаки обладают большинством таких рефлексов и другими, которые у нас отсутствуют. У некоторых собак имеются рефлексы, несвойственные другим собакам. В их числе «рефлекс улыбки», который часто присутствует, например, у алабаев (так еще называют, как уже многие, наверное, знают, среднеазиатских овчарок) и у кавказских волкодавов (овчарок). Вы когда-нибудь видели «улыбающуюся» собаку? Поверьте,  это удивительное зрелище! Всякий раз, ощутив удовольствие, особенно от встречи с Вами после продолжительной разлуки, она растягивает губы, морщит свой влажный прохладный нос – ощущение полное, что собака улыбается!

«Другой рефлекс, – говорит Леон Ф. Уитни,рефлекс резкого оголение полового члена – наблюдается лишь у близких собаке видов. У основания полового члена находится чувствительная область – луковицы, – при нажатии на которую половой член кобеля тут же оголяется. Если сдавить луковицы двумя пальцами, почти каждый кобель продемонстрирует этот рефлекс. Другая, впервые описанная мною рефлекторная область, находится в вульве (петле). Давление на эту область головки или ягодиц плода во время родов заставляет суку тужиться, чтобы помочь щенку появиться на свет. Я часто использовал этот рефлекс, помогая щениться сукам, не способным или не желавшим тужиться. Если вставить палец в петлю, согнуть его и потянуть назад, они почти всегда начинают активно тужиться. Возможно, этот рефлекс, вызывающий перистальтику, или волноподобные движения матки, помогает оплодотворению. Луковицы полового члена кобеля очень сильно надавливают на эту область, вызывая перистальтику, которая направляет сперматозоиды к яичникам».

Можете сами сделать пару простых опытов в домашних условиях. Например, почешите свою собаку по спине или по боку, – она припадет к земле и почешет плечо задней лапой. В другом случае посветите собаке в глаза фонариком, и ее зрачки рефлекторно сузятся!

Естественные реакции собак на все стимулы – рефлексы – не надо путать с инстинктами, о которых мы поговорим в будущем. Теперь же попробуем разобраться, что buy priligy online такое условный и безусловный рефлексы.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, занимаясь главным образом процессами пищеварения, заметил особенности, связанные со слюнотечением у собак, которое в первую очередь было связано с типом попавшей в рот пищи. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании – водянистая. При сухой пище выделяется много слюны, при жидкой – совсем мало.

Для этого не требуется никакой умственной деятельности. Это простые рефлексы, которые возникают в ответ на сигналы, поступающие из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту.

Когда мы жуем пирожное, нам не приходится думать: «Пускай слюнные железы поторопятся и выделят побольше слюны» (они работают и без этого!). Но – и это крайне важно – они работают и тогда, когда мы просто думаем.

Проведите простой опыт. Сядьте в кресло и мысленно представьте, как вы кусаете лимон или яблоко… Чувствуете как рот наполняется слюной? Т.е. еще до того, как мы пробуем пищу на зуб, рот начинает увлажняться.

Точно так же, стоит лишь предложить собаке мясо, как рот у нее наполнится вязкой слюной. Ей даже не надо его есть, слюна все равно выделяется. Но если предложить что-нибудь обладающее неприятным вкусом, о чем собаке известно по опыту, рот наполнится жидкой слюной, что свидетельствует об отвращении. Она помнит прежние ощущения, и память подсказывает реакцию.

Леон Ф. Уитни: «Я какое-то время отучал собак лаять, засовывая в пасть при каждом взлаивании чайную ложечку горькой соли. Они усвоили, что лаем выпрашивают не лакомство, а горькое лекарство. Вскоре, завидев, как я подхожу с ложечкой, собаки начинали пускать слюни. Я понял, что хоть этот изобретенный мною способ отучения от лая не самый лучший, так как не вызывает достаточно неприятных ощущений, со временем он все же дает результат».

Условные рефлексы, воспитанные таким образом, когда условное обозначение связывается с непосредственным раздражителем, называются условными рефлексами первого порядка. В том примере с собакой, которая выделяет слюну при виде мяса, у последней, ибо для образования его послужила связь зрительного раздражения (вид мяса) с непосредственным раздражением, полости рта, (мясо во рту), где само мясо было непосредственным раздражителем, т. е. вызывающим безусловный (в данном случае, пищевой) рефлекс.     

В дальнейшем, когда мы свяжем мясо (его вид, а не процесс, жева­ния) со звонком и получим новый слюнной условный рефлекс на звонок, это новое, образование будет называться условным рефлексом вто­рого порядка. Аналогично и в примере с солью и появлении ложечки – воспитываются условные реф­лексы первого и вто­рого порядка!

Здесь условный рефлекс воспитался путем связи одного условного раздражителя (вид мяса, вкус соли) с другим условным раздражителем (звонком, ложечкой). Нужно сказать, что таким же способом образуются условные рефлексы и более высших порядков.

 Так, например, надавливая на крестец собаки и этим сажая ее (непосредственный раздражитель), мы связываем это с командой «сидеть» (условный раздражитель). Полученный условный рефлекс будет условным рефлексом I порядка. Если мы в дальнейшем не будем нада­вливать на крестец собаки (т. е. не будем давать непосредственный раздражитель), а давая одну лишь команду, на которую собака уже садится, будем это связывать с жестом и добьемся того, что собака будет садиться без звуковой команды на один жест, мы воспитаем условный рефлекс II порядка. Условные рефлексы последующих порядков менее стойки (пример: когда собака плохо садиться на один жест, дрессировщик возвращается к звуковой команде).

Павлов привлек внимание всего мира к условным и безусловным рефлексам, пусть даже не он дал им это название.

Леон Ф. Уитни: «Он не был психологом, но заложил основы наших познаний в области психологии, подобно Пастеру, который будучи не бактериологом, а химиком, заложил основы наших познаний в области бактериологии».

Приобретенный в течение жизни рефлекс – условный, в отличие от безусловного, которому нет необходимости обучаться. Условные рефлексы оказывают на собак менее сильное воздействие, чем безусловные, а иногда условные рефлексы становятся безусловными. Безусловный clomid online рефлекс есть постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой; условный рефлекс – временная. Когда собака голодна, она добывает пищу. Любой связанный с этим поступок будет обусловленным, нацеленным только на то, чтобы ощутить в пасти еду. Психологи называют все подобные действия ассоциативными, а физиологи – условными рефлексами, но это одно и то же!

Безусловные рефлексы одни психологи называют врожденными, другие – общими, третьи – адаптивными, четвертые – стереотипными. Для условных рефлексов существует несколько терминов – индивидуальные, приобретенные и усвоенные в результате обучения.

Жизнь собак состоит из множества условных рефлексов, которые накладываются на врожденные безусловные рефлексы. Врожденных, адаптивных рефлексов великое множество, а число условных рефлексов просто неизмеримо, поскольку врожденные рефлексы часто обусловливаются, причем каждый несколькими способами.

Врожденные рефлексы связаны с низшими отделениями нервной системы, условные – с высшими. Поэтому при удалении полушарий головного мозга простые врожденные рефлексы сохраняются, а связанные с ними условные – исчезают.

Мы можем вырабатывать у собак условные рефлексы, одни с большей легкостью, другие с большим трудом. Их можно устанавливать как с помощью наказания, так и с помощью поощрения, но мы увидим на практике, что эффективней всего применять оба способа одновременно.

Большое значение для формирования условных рефлексов имеет степень интенсивности стимулов.

Важно также и общее состояние собак.

«Я обнаружил, – вмешивается в разговор Леон Ф. Уитни, – что сильно страдающие от кишечных паразитов собаки плохо поддаются дрессировке. Плоские глисты выделяют столь сильный токсин, что у собак, занятых активной работой, начинаются судороги. Собаки с большим количеством ленточных глистов становятся крайне нервными. Нематоды, из-за которых возникает анемия, заметно снимают у них остроту восприятия. Собаки, страдающие лихорадкой, слабы, и даже если сперва проявляют нормальные на первый взгляд реакции, вскоре утрачивают энтузиазм и стремление к сотрудничеству. Слабое здоровье – причина рассеянности, внутренние раздражители отвлекают внимание собаки от дрессировщика.

Наружные паразиты сами становятся настолько мощным раздражителем, что он порой пересиливает все прочие стимулы, используемые при дрессировке. Собака чешется, с трудом уделяя внимание дрессировщику. Раздражение кожи и чесотка заставляют грызть и чесать больные места, в результате чего дрессировка существенно осложняется, а то и полностью исключается».

Самое трудное – сформировать у любой собаки первый условный рефлекс. Чем больше они учатся, тем легче идет дело. Они охотнее сосредоточивают внимание, и начинает казаться, будто они чувствуют, чего от них ждут, и пребывают в готовности.

Новая реакция модифицируется настолько, что ее вызывает уже новое условие. И это новый стимул называют условным раздражителем. Это очень важно понять! Вы должны усвоить это как основу для дальнейших рассуждений.

Впервые propecia online реагируя на свисток, собака настораживается, что проявляется в ее позе. Это простой рефлекс и простой стимул. Затем, если при звуке свистка собаку каждый раз кормят, свисток становится условным раздражителем; затем, если собака выделяет слюну до того, как получит еду, у нее проявляется условный рефлекс.

Поймите, что любой ощутимый для собаки стимул можно преобразить в условный. Его не обязательно слышать, это может быть вкусовой, тактильный, зрительный раздражитель, запах, чувство равновесия или просто нечто, повторяющееся регулярно через определенные периоды времени.

Из предыдущих наших уроков Вы должны были усвоить и другой принцип: рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется в том случае, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного, предпочтительно меньше, чем на секунду. Помните? Даже двух секунд чересчур много!

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установленного условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. Скажем, собака привыкла реагировать на свисток (я применяю свист), выделяя слюну. В поощрение она получает еду. Теперь мы хотим заменить свисток (или свист) словесной командой «Кушать!». И снова повторяем весь процесс формирования условного рефлекса.

В ходе этого процесса мы время от времени будем свистеть, но не станем предлагать пищу, так что реакция на свисток (свист) начнет угасать. Но если желательно, чтобы собака реагировала и на первичный, и на вторичный стимулы, следует изредка свистеть после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, и вслед за этим предлагать лакомство, поощрение. Таким образом, мы получим собаку, которая будет одинаково реагировать на оба стимула.

Леон Ф. Уитни предостерегает: «Можно приучить собаку и к третьему условному стимулу, однако к четвертому уже нельзя. Отсюда понятно, почему так важно, чтобы все, кто имеет дело с собакой, использовали, добиваясь необходимой реакции, один и тот же словесный стимул или не больше двух слов. Обучая своих собственных собак прекращать лай, я могу сказать «Тихо!» или «Спокойно!», и они реагируют одинаково хорошо».

В заключение хотелось бы осветить следующий важный факт: сила условных рефлексов неуклонно ослабевает и совсем угасает при исчезновении вызывающих их стимулов. Голод – внутренняя потребность – стимулирует так называемое «пищевое поведение». Т.е. когда собаку хорошо и регулярно кормят, она не чувствует голода и не проявляет признаков подобного поведения. Защитные реакции угасают сами собой. Поэтому, кстати, мы рекомендуем владельцам собак устраивать для своих любимцев «разгрузочные» дни (один день в неделю не кормить, а давать только воду).

Ярким buy clomid online примером угасания условных рефлексов представляют собой собаки, которые чешутся. Зуд исчезает, и они прекращают чесаться, не испытывая больше в этом потребности.

Это случаи кратковременного угасания. Вы спросите: а как насчет долговременного?

Угасание представляет собой негативное обучение. Вот что важно buy kamagra online запомнить: в один день приобретенная реакция может совершенно не проявляться, а в следующий – способна вспыхнуть в полную силу. Старые buy levitra дрессировщики-психологи внушали нам, что, раз получив негативный опыт, никогда нельзя допускать исключений; если Вы не готовы пройти через негативное обучение до конца, не стоит и начинать.

А с другой стороны, надо понимать, что если Вы взяли взрослую собаку у другого хозяина, или подобрали породистую собаку на улице, а то и просто привели в свой дом дворнягу, никогда не забывайте – она может иметь негативный опыт,  который возник в результате плохого отношения к собаке взрослого человека (или ребенка) в прошлой ее жизни, т.е. до Вас. И тогда «…в один день приобретенная реакция может совершенно не проявляться, а в следующий – способна вспыхнуть в полную силу» и можете пострадать Вы лично, члены Вашей семьи, друзья или просто прохожие. Поэтому повторимся: «если Вы не готовы пройти через негативное обучение до конца, не стоит и начинать».

На сегодня все! Урок не простой, но мы надеемся, что в нашем изложении Вы все же сможете усвоить одну из наиглавнейших тем нашего курса, а вместе с этим приподнять завесу понимания психологии Вашего питомца, его поведения.

Хочется завершить сегодняшний урок словами великого финна, ученого-этолога, профессора Ёрана Бергмана:

«Из всех животных собака – лучший друг человека. Чем лучше мы научимся понимать этого друга, тем крепче станет наша дружба. Вот почему постичь поведение собаки важно и для нас, и для самой нее».

Мы говорим: «До скорой встречи!»

И как говорят в Украине: «Нэ ЛАЙтэся!» (буквально – не ругайтесь, не ГАВкайтесь)

 Урок провел Павел Лещинский и Леон Фрэдли Уитни

 
Сейчас 22 гостей онлайн
Голосование
Являетесь ли вы владельцем волкодава?